Нужен ремонт ГБЦ? Звони!
+7(919)-895-89-06
По поводу замены седла клапана существует огромное количество мифов и легенд, по-другому выразиться не могу. Это связано с тем, что заменить седло качественно может очень небольшое количество специалистов. В разных рассуждениях попадалось мнение, что седло может заменить только опытный моторист – это глупость! Моторист – это специалист по грамотной сборке и разборке двигателя, седло меняют автомобильные мех. обработчики! Еще одно заблуждение – седло меняют на станции тех. обслуживания. Седло меняют в цеху по механической обработке деталей двигателя. Иногда, очень редко, такие цеха расположены на территории СТО, как например на СТО «MOTOR-DOCTOR» в г. Батайске. Обычная практика состоит в том, что цеха по мех. обработке деталей двигателя располагаются обособленно, станции технического обслуживания обращаются к ним за теми услугами, которые не выполняются самостоятельно.
Хочу теперь вернуться к технологии замене седла.
Первое что надо в этом случае понимать – зачем это нужно?!
Выражаясь другими словами: в каких случаях требуется замена седла!? Хочу сказать сразу – замена седла, это самое сложное и самое ответственное из стандартных операций при ремонте ГБЦ в Ростове-на-Дону. Поэтому делать её надо в необходимых случаях. Чтобы выявить такие случаи надо проанализировать работу клапана. Одно из главных условий работы седла – это надежное уплотнение сопряжения клапана с седлом. Благодаря которому утечка газов из камеры сгорания минимальна, а его компрессия максимальна. Выполнение этого условия говорит нам об обеспечении хорошего теплового контакта, клапана с седлом. Если сказать по-другому — плотное прилегание клапана к седлу даёт возможность отводить тепло от тарелки (нагретой горячими газами) через седло в головку блока, которая охлаждается жидкостью. Если в сопряжении клапана нарушится герметичность, то это приведет к нарушению нормального теплового режима седла и тарелки клапана, возникнут опасные дефекты, из-за которых могут разрушиться детали.
Очень важно, сохранить герметичность сопряжения в течение всего срока службы эксплуатации двигателя. Достигается это за счёт придания уплотняющим фаскам клапана и седла специального профиля, позволяющего компенсировать износ сопряженных поверхностей. Благодаря правильной геометрии седла, уменьшается сопротивление, как при впуске топливовоздушной смеси, так и при выпуске отработавших газов, соблюдая мощностные и экономические показатели двигателя. Необходимо знать, что в процессе эксплуатации, фаски и седла клапанов имеют свойство изнашиваться. Бывают и более серьёзные дефекты седел, которые можно обнаружить только при тщательном контроле головки блока.
Как проверить седло?
Прежде чем вы приступите к проверке, тщательно очистите поверхность седел и камер сгорания, т.к. бывают случаи, когда под слоем нагара скрываются трещины. Обратите особое внимание на «отмытые» от нагара в процессе работы двигателя на автомобиле, поверхности камер, бывает, что они резко отличаются от других камер по цвету: именно здесь можно обнаружить всяческие сюрпризы.
В зависимости от типа дефектов, вам необходимо будет принять решение об обработке старых сёдел или о замене их на новые.
Менять седло можно только в следующих случаях:
- Вам удалось обнаружить трещину в стенке камеры сгорания, требуется ремонт головки блока сваркой (касается только алюминиевых ГБЦ) ;
- Есть подозрение, что ослабилась посадка седла в головке;
- Вокруг внешнего диаметра седла заметны следы коррозии (для алюминиевых ГБЦ);
- На седле имеется трещина либо же имеются следы его обгорания;
- У седла заметен большой износ, который ведёт к его сильному «углублению» при ремонте;
- Произошло выпадение седла во время работы двигателя, либо на седле заметны повреждения от попавших в цилиндр сторонних предметов.
Углубление седла обычно приводит к тому, что тарелка клапана сильно «проваливается», а стержень клапана выдвигается наружу, нарушается работа гидротолкателя.
Если вам обнаружили один из указанных дефектов, необходимо срочно заменить дефектные седла. Технологию замены седла хорошо описывает компания Kolbenschmidt.
Вообще технологий замены седла можно найти несколько, но правильная только одна, её и опишу ниже.
Сначала удаляется старое седло, есть несколько способов это сделать: удалить резцом на станке, сваркой или другими приспособлениями. Например: нарезая резьбу метчиком по внутреннему диаметру седла с последующим использованием обратного молотка. Затем необходимо выровнять посадочное место под седло клапана, на фрезерном, расточном или специализированном седельном станке. Если на посадочном месте обнаружатся трещины, обязательно необходимо протестировать головку на герметичность.
Теперь хочу рассказать немного о материале, из которого сейчас изготавливаются седла.
Сейчас в основном новые седла изготавливают из спеченных материалов или специальных чугунов. Некоторые фирмы даже выпускают заготовки седел, по форме они выглядят в виде трубы, либо как кольца разных диаметров, можете даже приобрести уже готовое седло, с увеличенным наружным диаметром.
Материал, из которого сделано седло, имеет решающее значение в плане надёжности и долговечности двигателя. Поэтому у многих производителей, например как VEMU седла сделаны из специальных материалов. Например, для высоконагруженных моторов специально применяют композиционный материал — это высокодисперсный карбид вольфрама, который распределяют в матрице из инструментальной стали. По прочности и твёрдости данный материал похож на чугун, но по сравнению с ним он имеет более высокую износо- и теплостойкость. После введения специальных добавок в стальную матрицу, седло в условиях высоких температур приобретает смазывающие свойства керамики. Таким образом, предотвращается эрозия седла, которая может быть вызвана микросваркой седла с поверхностью клапана. Обычно эрозия происходит с обычными материалами седел у тяжело нагруженных дизелей и газовых двигателей.
При изготовлении седла необходимо выдержать натяг (в среднем 0,1-0,15 мм) по наружному диаметру и «не промахнуться» с внутренним диаметром, он обычно меньше диаметра тарелки клапана на 2,5 мм. Также не забыть выполнить на седле заходную фаску, благодаря которой при установке седла исключается задир гнезда.
Установка седла — это очень ответственный этап работы.
Ещё раз проверяем: замеры седла и гнезда выполнены правильно, в отверстии гнезда не должно оставаться стружки, готовим специальную оправку и приступаем к запрессовке.
Установку нового седла выполняют с помощью оправки ударным способом!
Существует мнение, что для того чтобы облегчить себе установку седла, головку блока подогревают до 180-200 С, а седло охлаждают в жидком азоте. Хочу Вам авторитетно заявить: так могут делать либо не профессионалы, либо это рассказывают для развода лохов.
На самом деле седло запрессовывается ударным способом без всяких температурных изощрений. Правильно изготовленное седло из металлокерамического материала, обладает пружинящим эффектом. Нагрев головки и охлаждение седла используются для чугунных седел, а это уже каменный век. Кстати в литературе авторитетной компании Kolbenshmidt этот вопрос описывается именно таким же образом.
Когда седло установлено, осталось только сделать на нем правильную фаску. Эта тема для отдельной статьи, она будет посвящена именно обработке фаски седла клапана, по-другому называют «восстановление рабочей фаски седла».
Нужен ремонт ГБЦ? Звони!
+7(919)-895-89-06